Ассоциация рециклинга отходов
map
  • phone
    Телефон

    +7(499)229-777-0

  • address
    Адрес

    Новый Арбат, 21, оф.2241

  • instagram
  • youtube

Утверждена «дорожная карта» по реализации концепции РОП. Мнения экспертов

- -
Утверждена «дорожная карта» по реализации концепции РОП. Мнения экспертов
26.04.2021

Вице-премьер Виктория Абрамченко подписала давно ожидаемую экспертами и участниками рынка «дорожную карту» по реализации концепции расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП). По ней с 2022 года для компаний вводится норматив в 100% по утилизации упаковки, которая составляет до 50% всего объема ТКО в РФ, а те, кто его не выполнит, обязаны платить в полном объеме экосбор.

Документ получился стратегическим и рамочным, оставил без ответов большинство тонких вопросов, которые мучают рынок, но планирует дать на них ответы уже во втором квартале. Наблюдатели приветствуют появление документа и не видят в его содержании никаких явных противоречий, но сомневаются в том, что правительству удастся уложиться в заявленные сроки.

Так, до конца II квартала 2021 года в Правительство на рассмотрение будет внесен пакет поправок в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». А в течение трёх месяцев после принятия закона должен быть утверждён нормативный акт, устанавливающий соотнесение товара и упаковки с видами, группами отходов, утилизация которых учитывается в рамках выполнения РОП.

Уже к концу III квартала будут подготовлены предложения по установлению требований к сбору и утилизации отходов по группам товаров с учётом отраслевой специфики, включая параметры глубины утилизации отходов, а также предложения по их нормативному закреплению.

К этому же времени планируется разработать и направить в регионы рекомендации для торговых сетей по постепенному вводу в оборот в торговых залах упаковки, произведённой из материалов, пригодных к утилизации, в определённой доле к трудноперерабатываемой упаковке либо материалов, содержащих вторичное сырьё.

В планах утверждение порядка декларирования производителями и импортёрами количества выпущенных в обращение на территории страны товаров, их упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Также будут установлены требования по указанию детальной информации об упаковке товара при его ввозе на территорию Российской Федерации, включая информацию о её экологичности (экологическая маркировка) с учётом требований законодательства государств – членов Евразийского экономического союза.

Документом предусмотрено и создание информационной системы в сфере РОП на базе электронной модели федеральной схемы обращения с ТКО. Планируется, что система будет взаимодействовать с другими информационными системами, в ней будут предусмотрены механизмы тарификации, проверки достоверности, в том числе подтверждения факта утилизации отходов от использования товаров, и обработки данных при взаимодействии с производителями и импортёрами товаров и упаковки и иными участниками рынка. Концепция ресурса будет внесена в кабмин во II квартале.

Также предполагается формирование и наполнение электронного каталога товаров и упаковки, содержащего информацию о технологиях их производства, в том числе из вторичного сырья.

«Мы должны ликвидировать серые зоны и правовые пробелы, которые позволяли уходить от ответственности за утилизацию производимого мусора, сформировать меры по вовлечению вторсырья в оборот. В числе принятых решений – усиление контроля за фактической утилизацией, которая будет реализована благодаря государственной информационной системе. В ней будет реализован принцип перекрёстной отчётности с введением реестра утилизаторов, фиксацией объёма выпускаемой на рынок упаковки и товаров», – прокомментировала Виктория Абрамченко.

Для учёта индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по раздельному накоплению, сбору, обработке и утилизации отходов от использования товаров, будет подготовлен проект изменений в ОКВЭД 2 в части группировок, касающихся сбора, обработки и утилизации отходов, в том числе детализации сведений о произведённой продукции с использованием вторичного сырья.

Согласно «дорожной карте», отдельный блок регулирования коснется нормативов утилизации товаров и упаковки. Будут разработаны и приняты постановления Правительства, утверждающие нормативы утилизации отходов от использования товаров, а также правила представления производителями товаров, импортёрами товаров отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.

Планируется подготовка комплекса мер, которые позволят стимулировать использование перерабатываемых материалов и меры по ограничению неперерабатываемых. Также будет уточнен перечень запрещённых к захоронению видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты. Планом мероприятий предусмотрена подготовка перечня товаров и упаковки, отходы от которых не подлежат утилизации либо плохо извлекаются из отходов или их утилизация практически невозможна.

Для расширения областей дальнейшего использования ВМР и допуска на рынок таких товаров до конца сентября должны быть сформированы предложения по установке требований к их использованию при производстве товаров, включая упаковку, в том числе путём уточнения и разработки (при необходимости) ГОСТов, СНиП и других нормативно-технических документов.

В течение III квартала будет подготовлен каталог технологий утилизации отходов и производства товаров с использованием вторичного сырья, он будет размещён в открытом доступе. А в качестве меры стимулирования граждан, которые реализуют отходы от использования товаров (ВМР), предлагается освободить от уплаты налога на доходы физических лиц, заявила зампред Правительства. Законопроект об изменениях в Налоговый кодекс в III квартале должен быть внесён в кабмин.

Кроме того, будут уточнены меры административной ответственности за нарушения в сфере РОП. Проект соответствующего федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть подготовлен в III квартале текущего года.

Напомним, в 2020 году была утверждена Концепция РОП, которая предполагает достижение полного баланса между выпускаемой в оборот упаковкой и её утилизацией с 2022 года с сохранением ответственности на производителях товаров. То есть за утилизацию упаковки будет платить товаропроизводитель, а тот, кто не готов утилизировать упаковку самостоятельно, обязан оплачивать экологический сбор.

«По концепции РОП с 1 января 2022 года для упаковки, которая составляет до 50% всего объема твердых коммунальных отходов, установлен 100% норматив утилизации, а к 2030 году объем отходов, направляемых на захоронение, сократится вдвое», - подчеркнул министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов.

Экспертное мнение

«Дорожную карту» к концепции участники рынка и эксперты ждали больше квартала, полагая, что она даст ответы на основные мучающие их вопросы:

  • позволит ли правительство реализовывать РОП компаниям в ассоциациях,
  • смогут ли утилизировать отходы сами импортеры или будут лишь обязаны платить сбор,
  • кто и как сможет распоряжаться экосбором (напомним, на 25% всего объема сбора претендует «РТ-Инвест» для финансирования мусоросжигающих заводов),

  • будет ли расти норматив на другие товары, кроме упаковки,
  • какой будет дифференциация ставок,
  • будет ли создан реестр утилизаторов,
  • какое место в концепции будет отведено рециклинговым заводам.
На эти вопросы ответов в документе, который был подписан в текущем виде после минимум пяти неудачных проектов, не обнаруживается.

Подписанный документ состоит из двух разделов и 22 пунктов, практически все мероприятия которых должны завершиться уже к третьему кварталу 2021 года (напомним, в послании Федеральному собранию на прошлой неделе президент Владимир Путин заявил, что механизм РОП «нужно запустить уже в текущем году»).

Первый раздел касается нормативно-правового регулирования РОП, а его первый пункт — внесение во втором квартале 2021 года изменений в базовый закон об отходах в части РОП. В аппарате вице-премьера этот пункт называют ключевым — эти поправки и должны будут ответить на основные вопросы заинтересованных сторон. А уже через квартал должны появиться методика расчета ставки и порядок взимания экосбора, а также ставки по отдельным видам товаров и упаковки. Тогда же планируется обозначить параметры соотнесения товара и упаковки с видами, группами отходов, утилизация которых учитывается в рамках РОП; уточнить требования к отчетности по РОП и декларированию выпуска товаров; определить товары, при закупках которых учитываются экологические параметры и требования, а также разработать постановления правительства, освобождающие граждан от НДФЛ при продаже вторсырья.

Второй раздел плана — организационные мероприятия для совершенствования института РОП (должны быть выполнены также в третьем квартале). Среди них, например, доклад в правительство, где будут определены целевые показатели сбора и утилизации по группам товаров, включающие «количественные значения, прогноз их достижения с учетом направления на обработку 100% ТКО и сокращения к 2030 году вдвое объема отходов, направляемых на захоронение, оценку необходимой инфраструктуры по сбору и утилизации отходов, а также механизмы контроля достижения указанных целевых показателей и ответственных лиц». Предлагается разработка рекомендаций для торговых сетей по постепенному вводу в оборот упаковки из материалов, пригодных к утилизации, в доле к неперерабатываемой и трудноперерабатываемой упаковке либо материалов, содержащих вторсырье; гармонизация стандартов требований по указанию детальной информации об упаковке товара при его ввозе на территорию РФ; появление в ОКВЭД видов деятельности, касающихся сбора, обработки и утилизации отходов, детализация сведений о произведенной продукции с использованием вторсырья. Кроме того, будет разработана информсистема, призванная отслеживать движение товаров и упаковки от выпуска до утилизации.

Опрошенные эксперты и участники рынка называют документ «стратегическим и рамочным», а его мероприятия «точечными и методически-организационными».

Так, руководитель лаборатории по исследованию финансовых, управленческих и технологических основ экономики замкнутого цикла РАНХиГС Содном Будатаров и замдиректора группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков приветствуют освобождение от НДФЛ граждан, реализующих вторсырье, и решения по ограничению производства неперерабатываемой и трудноперерабатываемой упаковки, стремление урегулировать оборот товаров из вторсырья. Но господин Будатаров отмечает, что эти меры не носят системного характера.

«Задача РОП — запустить всю "производственную" цепочку по схеме "рециклинговый завод—заготовители—перевозчики—население—товары из вторичного сырья". По каждому из этих элементов должен быть принят комплекс мер»,— говорит он.

Господин же Горчаков отмечает важность пункта о рекомендациях по упаковке для торговых сетей, в «рамках которого как раз и надо разрабатывать экономические стимулы», которые сделают неперерабатываемую упаковку менее выгодной.

«Без создания экономических стимулов по всей цепочке от производителя до утилизации уплата экологического сбора на первых этапах сведется просто к еще одному сбору для части бизнеса и в итоге будет отражена в стоимости товаров»,— убежден он.

Представители бизнеса же высказывают надежду, что еще смогут договориться с правительством по принципиальным для них вопросам о механизмах исполнения РОП, сомневаясь в том, что чиновникам технически удастся уложиться в заявленные сроки в подготовке и принятии закона и подзаконных актов.

«Вроде бы никакой конкретики не предложено, но такой подход оставляет поле для маневра на этапе подготовки поправок в федеральные законы и подзаконные акты,— говорит Любовь Меланевская из "РусПЭК".— Это хорошо, так как утвержденная в декабре концепция некоторыми положениями перечеркнула полугодовой диалог между бизнесом и регулятором, постулируя приоритет фактической утилизации над уплатой экосбора и вводя недостижимые ни в одной стране мира нормативы утилизации для упаковки».

Ее поддерживает Сергей Подойников из ЭкоШинСоюза, отмечая возможность прояснить место ассоциаций бизнеса в исполнении РОП. В то же время он отмечает, что «"дорожная карта" ставит достаточно жесткие временные рамки» по внесению проекта поправок в базовый закон в правительство.

«Мы еще не видели никаких проектов нормативно-правовых документов, расшифровывающих действия, обозначенные в концепции. Надеемся, что за столь короткий срок удастся разработать документы, содержащие изменения, с учетом всех заинтересованных сторон, в том числе бизнес-сообщества»,— говорит господин Подойников.

В свою очередь, заместитель главы профильного комитета «Деловой России» Наталья Беляева сомневается в том, что подготовить и принять соответствующие документы в указанные сроки технически возможно.

«Сроки не учитывают ряд чисто юридико-технических и политических факторов (сроки и порядок принятия НПА, осенние выборы в Госдуму). Время, указанное в "дорожной карте", и время, которое нужно для прохождения постановления правительства (а не распоряжения, как это было на протяжении всей реализации РОП) и закона, не внушают уверенности в том, что документы могут быть реализованы в комплексе,— без правок в закон странно править его подзаконные акты»,— отмечает она.

Тип Название Размер
Дорожная карта РОП 26 Кбайт

Возврат к списку